Раз уж Сергей затеял этот сайт, надо и здесь оставить какой-нибудь эксклюзив.
ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О "ПАРШИВЫХ ОВЕЧКАХ"
О подвигах истребительной эскадрильи VMF-214 “The Black Sheep Squadron”, которой командовал Грегори «Паппи» Боингтон, как и о самом ее легендарном комэске, любителям морской авиации известно почти все. В истории авиации Корпуса морской пехоты США не было более успешного, прославленного и скандально известного подразделения. Автор постарался изложить в своей статье только те факты, которые еще не набили оскомину читателю, поскольку большинство из них почерпнуто из личной переписки с ветеранами, служившими в VMF-214.
О названии эскадрильи
Во многих изданиях, в том числе весьма авторитетных, и по сей день можно встретить такие трактовки названия VMF-214 как «Темная овца» или «Черные овцы». В этом вопросе пора, наконец, поставить точку.
В английском языке выражение «black sheep of the family» имеет вполне определенный смысл – это та самая «паршивая овца», которая заводится в любом стаде. В русском есть еще более грубая поговорка: «в семье не без урода». Пусть такая трактовка не смущает поклонников американской морской авиации. Беспощадные и к противнику, и к себе самим сорвиголовы из VMF-214 первоначально придумали себе название «Ублюдки Боингтона», и лишь благодаря совету одного из военкоров, который вполне резонно заметил, что с таким названием о них никогда не напечатают в прессе, пилоты эскадрильи выбрали “The Black Sheep”. Существительное “sheep” (овца) в английском языке не имеет формы множественного числа, и в данном случае множественное число обозначено наличием определенного артикля “the”. Итак, «Паршивые овцы», друзья, и никак иначе. Спросите любого языковеда, и он подтвердит, что я прав.
Об эмблеме подразделения
Эмблема у VMF-214 физически появилась лишь после завершения первого Combat tour в октябре 1943г., когда эскадрилья убыла в Австралию на отдых и пополнение. Г.Боингтон поручил своему заму, майору С.Бейли, и старшему лейтенанту А.Буржуа найти мастера и изготовить эмблемы. За те две недели, что эскадрилья была на отдыхе, скорняк успел сделать всего 6 эмблем, вышитых шелком на белой коже. Большинству пилотов и техников пришлось самим заказывать себе эмблемы где-то по случаю. Эмблема, так же как и название эскадрильи, не была присвоена подразделению официально, поэтому пришивались эмблемы только на спецовки, а не на форму. Жирная черная полоса, пересекающая эмблему по диагонали – не что иное как позаимствованный из средневековой геральдики признак бастардности (незаконнорожденности) носителя герба. Впоследствии в цветовом решении эмблемы появились дополнительные оттенки, но первоначально она выглядела очень скромно.
Про прозвище командира
Честно признаюсь, что несмотря на свою страсть к культурологической лингвистике абсолютно уверенно-достоверно значение слова «Паппи» мне установить так и не удалось. При всей кажущейся естественной простоте чисто лингвистически это не «папочка» и не «папаша». Это абсолютно точно. При этом также совершенно очевидно, что слово несёт в себе коннотацию нежности и уважения к старшему. Дело в том, что подавляющее большинство лётчиков VMF-214 были южанами, а в юго-восточных штатах особое значение имеет французский язык, и во французском разговорном языке бывших колоний Франции в Северной Америке слово «папи» (без удвоенного «пэ») имеет вполне определённое значение, это дедушка! По-нашему, дедуля. И ведь действительно, уже повоевавший майор Боингтон в свой 31 год двадцатилетним мальчишкам-новобранцам казался дедом. Впрочем, это всё мои домыслы. Ветераны по этому поводу и сами сказать ничего не могут: так повелось, говорят.
Боевая подготовка и тактика боевых операций
Летный состав для своей эскадрильи Боингтон набирал из того, что смог найти. В числе пилотов были и такие, кого он вытащил из-под домашнего ареста, спас от трибунала или увольнения из рядов вооруженных сил за какие-то не очень красящие этих людей деяния. Были и просто резервисты, вообще без опыта боевой работы. К моменту вступления в боевые действия 7 сентября 1943г. сам комэск уже имел на своем счету 6 побед в воздухе, приобретенных им еще в составе «Летающих тигров». Летом 1943г., повоевав в составе VMF-122, он хотя и не увеличил счет своих побед, зато успел хорошо освоить новую для себя машину – F4U-1 Corsair. Так или иначе, Грегори Боингтон прекрасно знал цену боевому опыту и всему тому, что, как правило, и отделяет славную победу от бесславной гибели. Как поведал мне Анри Буржуа, которого в эскадрилье звали «Бу», Г.Боингтон практически не признавал воинских званий. Для него имел значение только боевой опыт. Один из рядовых пилотов в звене, которым командовал старший лейтенант Буржуа, был в звании капитана.
Даже во время тренировочных полетов, не говоря уж о боевых вылетах, Боингтон категорически запрещал звеньям летать на одной высоте и в одном направлении хоть сколь-нибудь продолжительное время. Он безапелляционно требовал, чтобы каждое звено непрерывно маневрировало, поэтому то, что выделывали в воздухе самолеты VMF-214, выглядело как какое-то совершенно хаотичное и бесцельное перемещение звеньев и перестроение самолетов друг относительно друга, и уж никак не походило на рутинное боевое патрулирование. Смысл подобной тактики становится совершенно очевиден, когда речь заходит о потерях в летном составе: таким образом практически исключалась возможность внезапной атаки со стороны японских истребителей, и за свой первый Combat tour эскадрилья потеряла всего четырех пилотов (из 28), причем одна из потерь была досадно трагической – самолет был сбит зенитным огнем с одного из своих эсминцев.
Когда же дело доходило до боевых операций, тактика эскадрильи становилась еще более непредсказуемой. 17 октября 1943г. в ходе выполнения задания по блокированию вражеского аэродрома на острове Кахили, где базировались около 60 японских самолетов, сам Боингтон и 24 пилота его эскадрильи терпеливо кружили над аэродромом противника, не атакуя его и не заходя в зону поражения зенитными средствами до тех пор, пока японцы не подняли в воздух количество истребителей, явно превосходившее по численности VMF-214, и лишь тогда американцы бросились в схватку с врагом. В результате боя было уничтожено 20 японских истребителей без единой потери в рядах «The Black Sheep». Конечно, можно было атаковать противника и на земле или начать уничтожать самолеты противника по мере их поднятия в воздух, но в таком случае возникал риск потерь от зенитного огня, да и японцы просто не стали бы поднимать в воздух самолеты, если бы их стали уничтожать поодиночке, и победа VMF-214 выглядела бы не столь внушительно. Допустить такое Боингтон, естественно, не мог.
Обычное расписание боевой работы VMF-214 выглядело следующим образом:
- Подъем в 3 часа утра.
- Завтрак в столовой палатке и предполетный инструктаж прямо там же.
- Взлет за час до рассвета. Обычная задача – перехват возвращающихся с задания японских ночных разведчиков и готовность к отражению авианалетов противника.
- После обеда – еще один боевой вылет на сопровождение своих ударных самолетов или на блокирование вражеских аэродромов. Изредка бывали предзакатные патрулирования.
Звезда и смерть великого командира
Когда вернувшийся из плена полковник Грегори Боингтон в числе других отличившихся офицеров навытяжку стоял на лужайке перед Белым Домом в ожидании вручения высшей воинской награды Америки, мимо него важно прошествовал один из его ранних знакомых по авиационной службе, избравший себе паркетную карьеру и дослужившийся к тому времени до генеральского звания. Увидев Боингтона, он остановился и сказал: »Вот это да, тебя же наградили посмертно?! Если б они (штаб авиации Корпуса морской пехоты) знали, что ты жив, не видать бы тебе Почетной Медали как своих ушей»! «Да, здорово я их объегорил», - ответил настоящий полковник (на самом деле Боингтон употребил более крепкое словцо, вычеркиваемое любой, в том числе американской цензурой).
Г.Боингтон умер в 1988г. от рака горла. До самых последних дней в больнице во Фресно (Калифорния) его навещали его старые боевые товарищи. Когда хоронили великого командира, над Арлингтонским кладбищем с ревом пронеслись три «скайхока» из VMA-214, штурмовой эскадрильи, унаследовавшей название и эмблему прославленного подразделения. Когда присутствовавшие на похоронах стали расходиться, один из ветеранов бросил взгляд на могильную плиту справа от той, под которой упокоился их комэск, и грустно улыбнулся. Надпись гласила: «Джозеф Луис Бэрроу», или просто Джо Луис, знаменитейший боксер Америки. Грегори Боингтон, человек с академическим образованием, окончивший в 1934г. Ващингтонский университет и бывший чемпионом этого учебного заведения по борьбе и по плаванию, был известен в летных кругах как большой любитель выпить, покуролесить и пофлиртовать, а когда речь шла о его чести, то и почесать кулаки.
- Ну, теперь-то тебе всегда будет с кем побоксировать, командир!
Писать о VMF-214 можно бесконечно. Вся короткая история этого поистине невероятного подразделения, условия его возникновения, подвиги его пилотов, судьба его командира – это сплошной клубок каких-то немыслимых обстоятельств и удивительных совпадений.
Если бы Г.Боингтону не пришлось спасаться на родине от денежных долгов и неудачного брака, он мог бы и не оказаться в числе «Летающих тигров» Клера Шенно.
Если бы Грегори Боингтон не был таким принципиальным в некоторых вопросах, ему не пришлось бы удирать из Китая, спасаясь от подельников Шенно (мало того, что Боингтон соблазнил сожительницу Шенно, он еще и напрямую обвинил его в коррупции и в том, что они в компании с Чан Кай Ши и мадам Чан «делали себе миллионы на крови американских ребят»), и он не остался бы без летной работы.
Если бы однажды в Гонолулу невостребованный майор Боингтон не «перепил» за столом полковника Сэнди Сандерсона, ответственного за формирование и отправку на тихоокеанский театр новых летных подразделений, он не получил бы добро на создание своей немыслимой эскадрильи.
Если бы не авторитетнейший обозреватель «Нью-Йорк Таймс» Эд Салливан, из статьи которого Рузвельт и узнал про подвиги некоего «Паппи» и его «паршивых овец», то в жизни не видать бы полковнику Боингтону не то что Медали Конгресса, но даже и Пурпурного сердца за ранение. Может, и мы никогда не узнали бы ни про самого «дедулю», ни про его «овечек». Оч-чень уж не любили Боингтона в высоких штабных кабинетах.
Фото из личного архива Анри Буржуа
Фото с ежегодного слёта ветеранов VMF-214 весной 2001г. в Новом Орлеане. Дарственный автограф представляет особую цененность.
Написано летом 2001 года. В работе над материалом мне помогали:
Анри Буржуа – полковник Корпуса морской пехоты США в отставке
Кэти Поттер – фотограф, старшина 2-й статьи Береговой охраны США в отставке
Отредактировано Казанец (2018-06-21 20:21:57)