Модельная каморка

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Модельная каморка » Ларёк "Союзпечать" » БИТВА ЗА АНГЛИЮ: ВЗГЛЯД С РАССТОЯНИЯ В 60 ЛЕТ И 2 ТЫСЯЧИ МИЛЬ


БИТВА ЗА АНГЛИЮ: ВЗГЛЯД С РАССТОЯНИЯ В 60 ЛЕТ И 2 ТЫСЯЧИ МИЛЬ

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Эта моя статья с существенными сокращениями была опубликована 18 лет назад журналом "Авиация и Время". Предлагаю вниманию читателей полную авторскую версию. В отличие от журнальной версии примечания приведены в самом конце статьи.

БИТВА ЗА АНГЛИЮ: ВЗГЛЯД С РАССТОЯНИЯ В 60 ЛЕТ И 2 ТЫСЯЧИ МИЛЬ

Более полувека минуло со времени рассматриваемых событий. За этот период о битве за Англию было написано огромное количество книг, снято множество игровых и документальных кинофильмов. 30-40 лет назад кое-что можно было прочесть и в наших изданиях, но с каждым десятилетием об этом сражении, одном из величайших в истории Второй мировой войны, вспоминают и пишут все реже. Данная статья ни в коем случае не претендует на то, чтобы считаться серьезным исследованием, и представляет собой лишь попытку проанализировать уже написанное, расширить кругозор читателей и рассмотреть лишь некоторые аспекты явления, которые в изданиях предшествующих десятилетий освещены, по мнению автора, недостаточно внимательно и объективно.

КОГДА НАЧАЛАСЬ И КОГДА ЗАКОНЧИЛАСЬ БИТВА ЗА АНГЛИЮ

Прежде чем рассматривать то или иное историческое событие, необходимо определить его протяженность, границы во времени. Применительно к битве за Англию ее начало и завершение проще всего было бы обозначить документально подтвержденными датами, а именно тринадцатым августа 1940 года, “Днем орла”, и семнадцатым сентября, когда Гитлер отложил проведение операции “Морской лев” (вторжение в Великобританию) на неопределенный срок. Тут-то мы впервые сталкиваемся с тем, что такой документально обоснованный подход не подтверждается статистическими данными и вообще не отражает истинного положения вещей. Из-за погодных условий 13 августа налеты немецких бомбардировщиков были значительно менее интенсивными, чем это было во многие из дней в предшествующие 3 недели, и официального начала битвы за Англию сами англичане просто не заметили. День 17 сентября, как и многие последующие, также не принес никаких изменений по сравнению с предыдущими. От дневных налетов на военные объекты к ночным бомбардировкам английских городов фашисты перешли еще в первой декаде сентября. Даже если британской разведке и стало известно что-либо о соответствующей директиве Гитлера, то полученная информация вполне могла являться обычной “дезой”, призванной расслабить противника, к тому же каждый британец прекрасно понимал, что реальная возможность высадки вермахта сохраняется до 25-26 сентября, то есть до того момента, когда естественные природные условия сделают проведение крупномасштабной десантной операции в проливе невозможным или крайне затруднительным, и вздохнуть с облегчением высшее военное руководство Великобритании позволило себе лишь по истечении этого срока. Что же касается простых британцев, то для них битва за Англию только начиналась, и самые страшные испытания им предстояли в последние три месяца 1940 года, когда беспощадным ночным налетам подверглись почти все крупные английские города.  Для британских летчиков-истребителей сражение началось ожесточенными боями над проливом по защите прибрежного судоходства от массированных налетов люфтваффе уже в первую декаду июля. Если же обратиться ко мнению экипажей немецких дальних бомбардировщиков, то выяснится, что для многих из них битва за Англию началась зачтением перед строем соответствующего приказа в “День орла”, а закончилась 22 июня 1941 года, и они по-своему правы, так как летать на бомбежки английских городов, гибнуть под огнем зенитных орудий, тонуть в ледяных волнах Северного моря им пришлось всю осень 1940-го и всю зиму и весну 1941 года, причем майские налеты на Лондон по своей напряженности нисколько не отличались от сентябрьских, хотя подлинное назначение у них было уже совсем иное - отвлечь внимание Сталина от подготовки к нападению на СССР, о чем пилоты немецких бомбардировщиков, естественно, не знали.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Чего только не написано о причинах поражения люфтваффе или, если угодно, победы Истребительного командования британских ВВС в битве за Англию! В качестве главного или решающего различные источники называют самые разнообразные факторы, начиная выбором немецким командованием ошибочной тактики истребительного сопровождения и кончая моральным превосходством демократического британского общества перед человеконенавистнической нацистской идеологией Третьего рейха. Можно также встретить упоминания об ошибочном выборе немцами целей для бомбардировок, выгодном географическом положении Великобритании или, наоборот, совершенстве и отличной работе ее системы ПВО. На мой взгляд, все подобные причины и даже их совокупности являются частными, не отражают истинного положения вещей и представляют собой либо искренние заблуждения авторов, либо, что также вполне возможно, преднамеренное стремление увести читателя в сторону от истины, которая, впрочем, является прерогативой Бога, а стезя человека - ее извечные, преисполненные ошибок поиски.
Автору данной статьи представляется возможным выделить и сформулировать три основные причины, точнее, группы причин, предопределивших исход битвы за Англию, и в порядке их значимости и взаимосвязи они могут быть расположены  следующим образом:
I. Отсутствие в распоряжении немецкой авиации сил и средств, необходимых для выполнения задач, поставленных перед ней в ходе битвы за Англию.   
II. Отвратительная работа немецкой военной разведки.
III. Непоследовательность германского командования в осуществлении выбранной стратегии воздушного наступления.
Ну и теперь рассмотрим каждую из этих причин подробнее.
I. Как несложно и как увлекательно судить о чьей-либо деятельности по ее результатам, когда дело уже сделано, факты налицо, и собрана подробная и обширная статистика! Можно поудобнее устроиться в кресле и авторитетно рассуждать: вот тут у них получилось, а вот там они что-то не продумали, не предусмотрели, опростоволосились. Куда труднее самому планировать и осуществлять какое-либо сложное и большое дело, особенно если ты первый, кто за него взялся. К моменту начала битвы за Англию все теории крупного воздушного наступления существовали лишь на бумаге, и как показали события военных лет, все они явились беспочвенными и бесплодными фантазиями. Что же касается серьезного практического опыта с соответствующей статистикой и исследованиями, то его просто не существовало. Бомбардировочные силы всех стран мира в предвоенные годы тренировались в бомбометании по незамаскированным фанерным макетам, при благоприятной погоде и, главное, при полном отсутствии противодействия со стороны противника. К началу битвы за Англию наивысшими достижениями бомбардировщиков люфтваффе были удары по Гернике, Варшаве и Роттердаму, которые хотя и продемонстрировали возможность высокоэффективного применения авиации против объектов противника, тем не менее, оставались разовыми, произведенными в благоприятную погоду бомбардировками близкорасположенных, очень крупных, не маскируемых и практически никак не обороняемых целей. Никто и никогда ранее не разрабатывал, не планировал и не осуществлял на практике целую кампанию, когда выполнение ряда необычайно крупных и сложных задач возлагалось исключительно на военно-воздушные силы, и впервые было необходимо принимать в расчет множество различных факторов, в том числе, собственные потери, внезапное изменение погодных условий, приобретение противником опыта и совершенствование им своей оборонительной системы. Более того, сегодня мы можем констатировать, что и по сию пору еще никому не удалось решить одними лишь авиационными средствами весь комплекс задач, решение которых было призвано обеспечить успех вторжения, и которые люфтваффе должны были по замыслам германского руководства выполнить в течение нескольких недель:
- Физически уничтожить британскую истребительную авиацию и разрушить сеть ее аэродромного обеспечения;
- Подорвать производственные мощности авиационной промышленности Великобритании и сделать невозможным быстрое восполнение ею потерь Королевских ВВС;
- Нанести такой ущерб инфраструктуре Великобритании, который вызвал бы существенные сбои в работе системы управления государством в целом;
- Деморализовать англичан и подавить в них волю к сопротивлению.
В качестве сопутствующих целей также указывались нарушение прибрежного торгового судоходства, вывод из строя некоторых баз военно-морского флота и разрушение системы радиолокационного обнаружения. Все вышеуказанные задачи должны были быть выполнены немецкими военно-воздушными силами в условиях полного отсутствия в их арсенале таких важнейших видов авиационных наступательных вооружений как тяжелые бомбардировщики, эффективные истребители сопровождения и скоростные высотные разведчики, причем воздушное наступление проводилось против высокоразвитого индустриального государства, имевшего в то время самую совершенную в мире систему ПВО и существенный резерв летного состава в виде летчиков гражданских авиалиний и спортивной авиации, чего не было в большинстве других стран мира. Через два с половиной года сами союзники, располагая уже тысячами тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков, планируя проведение в 1943 году бомбардировочной кампании против Германии, ставили перед собой куда более скромные задачи, которые могут быть определены как “нанесение существенного ущерба некоторым промышленным объектам противника с целью затруднить выпуск германской военной промышленностью отдельных видов вооружений”. И только-то. Но даже эта задача оказалась невыполнимой - бомбардировочную кампанию 1943 года союзники, как известно, проиграли.
Геринга часто обвиняют в том, что он навязывал немецким истребителям очень невыгодную для них тактику близкого непосредственного сопровождения, требуя, чтобы они двигались вместе со строем бомбардировщиков, что называется, крылом к крылу, и тем самым сковывал их действия, лишая возможности занять более выгодную для боя с истребителями противника позицию. Эти упреки, на мой взгляд, являются совершенно абсурдными. Время, которое мог находиться в воздушном пространстве Великобритании взлетевший с расположенного на самом побережье аэродрома и двигающийся на оптимальной высоте с крейсерской скоростью истребитель “Мессершмитт-109”, не превышало 20 минут. Если же возникала необходимость использования предельной мощности двигателя, как это бывает при ведении воздушного боя, то это время порой сокращалось до 10 минут. В таких условиях стремление рейхсмаршала любым способом увеличить время, которое его бомбардировщики будут находиться под прикрытием истребителей, вполне понятно и обосновано. Если бы Геринг пошел на поводу у своих пилотов-истребителей и предоставил им возможность свободного маневрирования, то это, почти наверняка, привело бы к тому, что все немецкие истребители вели бы охоту за отдельными самолетами или небольшими группами самолетов противника, занимая наиболее выгодные для себя позиции, но бомбардировщики при этом всегда оставались бы без прикрытия, и каждый раз, когда данной конкретной группе бомбардировщиков потребовалась немедленная защита истребителей сопровождения, пришлось бы с сожалением констатировать, что одна группа истребителей ведет преследование самолетов противника где-то на удалении и не может немедленно оказать помощь, другая, одержав несколько славных, но не очень важных в данный момент побед, сожгла весь бензин и находится на пути к родному аэродрому, а третья уже взлетела и спешит на выручку, но прибудет в район боя только через 15 минут. Геринг, конечно же, прекрасно представлял себе неизбежность возникновения подобных ситуаций и воли своим истребителям не давал. Планировать рейды вглубь воздушного пространства противника, использовать тактику свободной охоты и блокирования вражеской истребительной авиации на аэродромах ее базирования вполне разумно и логично в том случае, если имеются в распоряжении тучи “мустангов” с продолжительностью полета в четверть суток и боевым радиусом более тысячи километров. Тогда, в середине 1940 года, ни в одной стране мира истребителей с подобной дальностью полета не было даже в проекте.
Исключительно разочарующими оказались результаты применения обычных фугасных авиабомб, столь эффектно разносивших в пыль фанерные макеты на предвоенных показательных маневрах, против ряда специфических целей. Сварные фермы вышек британской системы дальнего радиолокационного обнаружения, расположенные на самом побережье и выглядевшие столь непрочными и уязвимыми сквозь окуляры мощной цейссовской оптики, оказались совершенно невосприимчивыми к воздействию ударной волны, и сколько немцы ни бомбили их - все бесполезно. Разрушить такую вышку, которых на побережье были многие десятки, оказалось возможным лишь прямым попаданием крупной авиабомбы. Очень показательна также бомбардировка авиазавода фирмы “Шорт” 15 августа 1940г. В результате налета был полностью уничтожен склад готовых деталей и 6 находившихся на сборочных стендах планеров для бомбардировщиков “Стирлинг”. Однако, когда англичане убрали весь мусор, битое стекло и кирпич, обнаружилось, что производственное оборудование практически не пострадало. Остекление восстановили, цеха как следует подмели, и через несколько дней предприятие вновь заработало на полную мощность. Кстати, интересно, а зачем немцы отвлекали для бомбардировки этого завода свои и без того не бесконечные наступательные ресурсы, ведь этот завод никогда не производил истребителей, да и находившиеся на сборочных стендах бомбардировщики вошли бы в строй не ранее, чем через много недель? Кто подсказал люфтваффе эту столь срочную и необходимую цель? Не иначе, как всеведущая немецкая разведка.
II. Полтора десятилетия вынужденного бездействия самым фатальным образом сказались на способности немецкой разведки выполнять свою главную функцию: снабжать политическое и военное руководство страны своевременной, исчерпывающей и достоверной информацией о противнике, что, в общем, не удивительно, ибо разведывательная агентура выращивается не годами - десятилетиями. Человеконенавистническая идеология нацизма, естественно, тоже никак не способствовала притоку источников информации ни в нейтральных странах, ни в государствах предполагаемых противников, а одного салона мадам Китти энтузиаста Вальтера Шелленберга оказалось совершенно недостаточно для создания обширной и работоспособной зарубежной агентуры. Изучая хронику лихорадочных попыток абвера создать хоть какую-то разведывательную сеть на Британских островах летом 1940 года, я понял, откуда взялось столько забавных анекдотов про Штирлица, щеголяющего по Берлину в красных трусах - в их основу легли самые настоящие похождения немецких агентов в Великобритании. Одного свежезаброшенного шпиона арестовали прямо в баре, где он решил позавтракать и заказал себе кружку пива. Англичане не пьют пиво по утрам! Очень по-хозяйски относилась к засылаемым из Германии в Ольстер агентам подпольная Ирландская Республиканская Армия, на сотрудничество с которой немецкая разведка возлагала большие надежды. Попавших к ним немецких шпионов боевики ИРА не в переносном, а в самом прямом смысле слова продавали своим злейшим врагам - английской полиции и контрразведке. Ветерана разведки рейхсвера Германа Герца ирландские террористы сдали англичанам прямо в том виде, в котором он, желая произвести фурор, заявился к подпольщикам - в ботфортах и рейхсверовском мундире с кайзеровскими орденами на груди. Если же говорить серьезно, то применительно к битве за Англию немецкая разведка как минимум два раза очень крупно подвела германское руководство. Первый раз - когда не смогла собрать полную информацию о британской авиапромышленности и системе ПВО, предоставив люфтваффе возможность сделать для себя множество неприятнейших открытий в августе 1940 года. Второй раз - когда проморгала очень симптоматичные изменения в кадровом составе боевых подразделений Истребительного командования КВВС в первую неделю сентября того же года. Тут самое время перейти к третьему, последнему пункту данного раздела.
III. И все-таки была у люфтваффе возможность одержать победу над британскими ВВС в битве за Англию, пусть ограниченную, временную и чисто военную, но была! К концу первой недели сентября в Истребительном командовании сложилась ситуация, которую столь бездарно проморгала немецкая разведка, и заключалась она в том, что у англичан почти не осталось кадровых резервов. Очень многие кадровые летчики-истребители уже погибли или валялись по госпиталям, и значительную часть летного состава составляли инструкторы летных школ, летчики морской авиации, а также пилоты Бомбардировочного командования и гражданских авиалиний, в прошлом получившие навыки ведения воздушного боя или проявившие достаточно таланта для быстрой переквалификации, причем и этот вынужденный резерв был уже практически полностью исчерпан. Британские ВВС продолжали сражаться с тем же упорством, что и в середине августа, и количество производимых Истребительным командованием самолето-вылетов не сокращалось, однако сами англичане признают, что еще неделя боев с той же интенсивностью, и боеспособность их истребительной авиации начала бы катастрофически снижаться. Не сразу, не обвально, не в один день, но стабильно и неумолимо, и произошло бы это именно потому, что к этому времени оказались бы выбитыми из строя почти все квалифицированные кадры Истребительного командования. Да, уже работали на полную мощность летные школы в Канаде и в Родезии, можно также было продолжить переучивать на истребители пилотов Берегового и Бомбардировочного командований, но должны были пройти многие недели беспощадного естественного отбора, прежде чем те из новичков, кто уцелеет в первых воздушных боях, станут представлять собой хоть какую-то ценность в качестве летчиков-истребителей. Таким образом, решение об изменении стратегии воздушного наступления и переходе от дневных ударов по военным объектам к ночным бомбардировкам британских городов было принято германским руководством как раз в тот момент, когда для самих англичан ограниченность их возможностей по продолжению интенсивного дневного противоборства в воздухе стала пронзительно очевидной. Конечно, кажущаяся бесплодность усилий люфтваффе по уничтожению истребительной авиации Королевских ВВС не могла не производить на Геринга, человека физически и психически нездорового, тягостного впечатления. Однако, неужели он не понимал, что столь радикальная смена стратегии воздушного наступления хоть и может стать очередной внушительной демонстрацией разрушительной мощи воздушных сил Германии, тем не менее, не позволит люфтваффе выполнить ранее поставленные перед ними задачи, даст возможность противнику восполнить свои потери и с учетом приобретенного опыта еще более эффективно подготовиться к будущим сражениям? Конечно же, понимал. Мог он попытаться убедить Гитлера продолжить уничтожение британской ПВО и истребительной авиации, поскольку без выполнения этой задачи любые дальнейшие наступательные действия в направлении Британских островов будут обречены на неудачу? Конечно же, мог, но не сделал этого, потому что немецкая разведка не предоставила ему для этого никаких оснований.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ

Великобритания принимала полномасштабное участие в разгроме германского фашизма, в целом, добросовестно исполняла свои обязательства по преследованию нацистских военных преступников, и считать ее одной из главных стран-победительниц совершенно правильно и справедливо. Вступив в войну раньше других, 3 сентября 1939 года, англичане одновременно сражались против Германии и ее сателлитов на всех фронтах и закончили войну вместе с другими странами антигитлеровской коалиции, принеся на алтарь победы сотни тысяч своих жизней. Не стоит, однако, забывать, сколь сильны были в британских политических кругах в конце тридцатых годов тенденции умиротворения и соглашательства с фашистами, и представляется вполне уместным вспомнить, с каким благодушием отнеслась владычица морей к денонсированию Гитлером в 1936 году версальских соглашений. Потом были мюнхенский позор тридцать восьмого, безответственная клоунада на переговорах с Молотовым в августе тридцать девятого, предательство польского союзника, и, главное - 8 месяцев “странной войны”. Бомбардировки английских городов осенью 1940 года превратили Великобританию из нерешительного, склонного к выжиданию противника в бескомпромиссного и беспощадного врага Третьего рейха, и лететь в Англию с попыткой инициировать тайные переговоры Гессу можно было в мае сорокового, но уж никак не сорок первого года. Ни с моральной, ни с военно-политической точки зрения безжалостные, рассчитанные, в том числе, на уничтожение мирного населения бомбардировки Любека, Гамбурга, Дрездена и других немецких городов Королевскими ВВС в 1942-1945гг., нельзя рассматривать как прямое следствие ударов люфтваффе по городам Великобритании, однако в том, что в ходе этих операций перед нажатием рычага сброса боеприпасов не дрогнула рука ни одного британского штурмана-бомбардира, можно не сомневаться. И что еще более важно, как бы ни складывалась экономическая и политическая обстановка на Британских островах в послевоенные десятилетия, руины Лондона и Манчестера, пожарища Ковентри и Бирмингема навсегда закрыли доступ любой тоталитарной идеологии в умы и души британцев и не оставили Мосли и его последователям никакого иного выбора, как снова и снова получить по физиономии во время своей очередной малочисленной демонстрации.
Любые, даже поверхностные попытки рационального анализа совокупности и последовательности решений и действий руководства Третьего рейха летом и осенью 1940 года и оценки реальных возможностей вооруженных сил фашистской Германии неминуемо приводят к однозначному выводу: Гитлер никогда не собирался высаживаться на Британских островах, и уже тогда лукавая улыбка кремлевского горца тревожила его значительно больше, чем угрозы непримиримого Черчилля. Как бы то ни было, стойкость и мужество простых британцев, доблесть и профессионализм английских летчиков впервые не позволили нацистскому чудовищу поглотить очередную жертву, продемонстрировали всему миру возможность эффективного противодействия фашистской агрессии и заложили основу для будущего формирования широкой антигитлеровской коалиции. В той жестокой войне англичане и русские были союзниками, и ни им, ни нам не стоит об этом забывать.

ПРИМЕЧАНИЯ
- Автор считает возможным дать именно такой перевод тому, что сами англичане называют “The Battle of Britain”, так как принятые в нашем языке понятия “Англия” и “английский” по смыслу и содержанию почти полностью соответствуют понятиям “Британия” и “британский”, но при этом более благозвучны. В некоторых из наиболее авторитетных переводов с английского на русский язык событию также дается название “Битва за Англию” или “Битва над Англией”.
- Кто сомневается в отсутствии у Гитлера реальных намерений с боями высадиться на английском побережье осенью 1940 года, пусть попробует честно ответить самому себе на несколько простых вопросов. Какие реальные организационные мероприятия кроме вызывающе демонстративной концентрации барж предпринимало германское командование для осуществления крупнейшей и сложнейшей десантной операции? Какими средствами должно было осуществляться огневое прикрытие высадки, к отражению которой так напряженно готовились англичане, а также огневая поддержка высадившихся войск на поле боя? Какими средствами могло быть обеспечено снабжение высадившихся войск боеприпасами и ГСМ в условиях неизбежного и отчаянного противодействия со стороны мощнейшего британского флота и бомбардировочной авиации?

Отредактировано Казанец (2018-05-15 12:22:07)

2

Прочёл, спасибо!
Возникает вопрос, а если Гитлер  не имел реальных намерений к высадке в Британии, зачем эта воздушная операция?

3

Владимир Носиков написал(а):

Прочёл, спасибо! Возникает вопрос, а если Гитлер  не имел реальных намерений к высадке в Британии, зачем эта воздушная операция?

Принуждение к миру. Не хотел Гитлер с англичанами воевать. После разгрома Польши только о мире и говорил. Францию не стал целиком оккупировать, дал англичанам из Дюнкерка эвакуироваться: 337131 военнослужащий с практическим боевым опытом. Кто ж такое делает, если собирается войну продолжать?

4

Да уж, Дюнкерк... Кстати, совершенно непонятен смысл производства одноимённого фильма. Что англичане хотели им сказать или показать? Массовый героизм сбегающих?

5

Сейчас вообще фильмы плохие. Из всех кинофильмов, касающихся истории (в данном случае нашей, что особенно ценно), самый лучший фильм, который попался - это одна из четырёх короткометражек, объединённых под единым заголовком: "Рассказы", режиссёр М.Сегал. Первые три можно даже и не смотреть, но последний, четвёртый - "Возгорится пламя" - сделан вообще безупречно. И в тему.

6

Казанец написал(а):

Сейчас вообще фильмы плохие.

Да ладно. "Спасти рядового Райана" разве плохой фильм?

7

Так этот Райан когда снят-то? Я имел ввиду за последние лет пять, хотя Панфиловцы в целом тоже понравились. Очень атмосферно получились.

8

Кстати, о фильмах. Сподобился на выходных наконец-то посмотреть "Красных хвостов". Ну, красивые съемки воздушных боев уже давно научились делать. А в остальном - бидапичаль. Когда Ме.262 хреначит по "мустангу", а у того в фонаре остаются дырки, как от попадания из мелкашки - это явный перебор.

9

Там этих "переборов", весь фильм! Кстати, давайте что ли для обсуждения кино и видео отдельную тему организуем. А то зафлудили такую интересную статью.

10

Про красные хвосты есть более старый фильм и более лучший, там Морфиус из Матрицы еще снимается в главной роли, не то что эта порнография на авиационно-историческую тему...

11

Владимир Носиков написал(а):

Кстати, давайте что ли для обсуждения кино и видео отдельную тему организуем.

"Хорошечно" (с)
Фильмы и музыка на любую тематику.


Вы здесь » Модельная каморка » Ларёк "Союзпечать" » БИТВА ЗА АНГЛИЮ: ВЗГЛЯД С РАССТОЯНИЯ В 60 ЛЕТ И 2 ТЫСЯЧИ МИЛЬ